Итак, представим для простоты изложения следующую ситуацию: Вы, клубный музыкант с некоторым опытом концертирования, либо вовсе без оного, вышли на сцену клуба N для некой мистической операции с загадочным названием `саундчек`. Действо, зачастую, и в самом деле мистическое, поскольку нередко ни сам звукорежиссер клуба, ни музыканты не представляют, что же им, собственно, делать. В результате, оправдывая мизерную зарплату, звукорежиссер ставит микрофоны, включает комбо-усилители и, удостоверившись в наличии в порталах какого никакого звука, успокаивается. Вы, получив долгожданную отмашку, начинаете насиловать инструмент, силясь услышать соратников по команде и дать им услышать себя, зрители мужественно страдают, отсиживая оплаченное. Что же на самом деле подразумевалось под термином "саундчек", оказавшимся банальной русской "настройкой"?
Звукорежисёр - его прямые обязанности - сделать так, чтобы Вас не заботили ни провода, ни мониторы, ни наличие в зале приемлемой звуковой картины.Хотя конечный баланс, естественно, послушать стоит, и не ленитесь для этого все же выйти в зал. Причудливое сочетание технических средств в российских клубах может весьма удивить Вас различием в звучании, казалось бы, одного и того же отстроенного инструмента из комбо-усилителя, монитора и портала.
Работа звукорежиссера в клубе - это, прежде всего, сотрудничество с музыкантами. И кроме красивой фразы, это еще и право музыканта на то, чтобы вытрясти из звукорежиссера оптимальное звучание своего коллектива независимо от затраченного времени. Требуйте использования компрессора, если, конечно, знаете, что это такое, и зачем оно Вам надо. Требуйте реверберации и delay, либо их отключения (начинающие саунд-дизайнеры, питая недюжинную страсть к подобного рода эффектам, способны превратить в кашу любой текст, спетый быстрее, чем четвертями). Вы можете потребовать даже настройки томов, пытаясь спасти свое tool-оподобное детище от сравнения с избиваемыми картонными коробками.
Но, уворачиваясь от метких бутылок нетерпеливых фанатов, помните главное: звукорежиссер - не Господь Бог, он способен на все, но изменить Вашу музыку он не в силах. Кто х..о играет - тот х...о играет.

категория звук.

Не секрет, что качество звука на концерте во многом зависит от настройки аппаратуры гитаристов, в частности - гитар, "примочек", комбоусилителей.

Шаг 1. Проверяем исправность аппаратуры.
Итак, первое, что необходимо сделать, это взять гитару в руки и как можно более придирчиво оценить её состояние. Запомните, что поломанный инструмент никогда не зазвучит хорошо, если вообще зазвучит. Необходимо проверить целостность разъема, к которому подключается кабель. В дальнейшем на концерте ненадежное соединение может сильно навредить вашему звуку. В случае неисправности его необходимо заменить. Точно также следует поступить с регуляторами громкости и тембра. Если вы сами не в состоянии заменить, какую-либо деталь, обратитесь к человеку, который сможет вам в этом помочь. Желательно перед концертом поменять на гитаре струны для достижения четкого и мощного звука.

Теперь займемся гитарными проводами. Раскручиваем разъемы и проверяем качество пайки. Если провода плохо припаяны или могут отпаяться, необходимо их срочно пропаять, ибо, по известному закону, все что может сломаться, на концерте обязательно сломается.

Далее обрамим наш взор на гитарный усилитель. Если у вас его нет, одолжите его у кого-нибудь из друзей на время концерта, - вы об этом не пожалеете. В противном случае хорошего звука вам не добиться. Так же не помешает обзавестись графическим 30-полосным или параметрическим эквалайзером.

Шаг 2. Настраиваем звук
Итак, будем считать, что все оборудование у вас имеется в наличии, и оно исправно. Приступаем к его настройке. Во время игры лучше всего пользоваться, на мой взгляд, нижним хамбакером, так как он дает наиболее четкий и плотный звук, а ручкой тембра можно регулировать окраску звучания.

За время работы с музыкантами я столкнулся с тем, что гитаристы выкручивают ручку регулятора Gain у комбика на максимум, мотивируя это тем, что так якобы «круче звучит». На практике происходит наоборот, излишний Gain приводит к появлению большого количества шума и размазанности звучания. Поэтому настоятельно рекомендую выкручивать ручку GAIN где-то на 75-80% от обшего уровня регулировки. Хочу заметить, что при увеличении громкости GAIN приходится уменьшать.

Количество искажений можно также настроить еще одним способом. Выставляете ручку громкости на комбике в нужное вам положение. Для концерта обычно хватает 30-40% от выходной мощности, дабы не перегрузить микрофон, которым будет подзвучиваться ваш усилитель. Далее выкручиваете ручку GAIN на максимум, зажимаете струны руками и слушаете на выходе усилителя шум от излишнего усиления. Вращаем регулятор GAIN в противоположную сторону до тех пор, пока шум не исчезнет.

В разрыв цепи между преампом и выходным усилителем нашего комбика (или сразу после "примочки") можно включить графический или параметрический эквалайзер. Штука очень полезная, так как во время работы "примочки" будет возникать 50-герцовый фон, который нужно будет убрать при помощи эквалайзера. Так же рекомендую уменьшить частоты от 1 до 4 кГц, чтобы звук "примочки" не резал слух и не вызывал ощущения усталости у слушателей, и вырезать частоты выше 8 кГц. Тем самым вы уберете из вашего звука лишние шумы и шорох пальцев по струнам. Если звук сильно гудит, подрегулируйте его в области частот от 80 до 125 Гц. Возможно, придется удалить из спектра, или наоборот, добавить некоторые частоты. Все зависит от индивидуальных особенностей вашей "примочки". Хочу предостеречь, - не переусердствуйте с вырезанием частот, иначе можно лишиться плотности звучания.

Настраиваем микшерный пульт
Каждой "команде" желательно иметь своего звукооператора, который знал бы все особенности звучания коллектива и мог бы настраивать звук на концерте. Если такого не имеется, можно справиться и своими силами. Для этого нам понадобится один друг, который присутствовал бы на ваших репетициях, и один местный звукооператор. Во время саундчека перед концертом я рекомендую сначала настроить ритм-секцию (бас-гитару и барабаны), причем бас-гитару необходимо поместить посередине сцены.

Теперь приступаем к настройке гитар. Попросите звукооператора установить ручки эквалайзеров на микшерном пульте в положение, равное 0 dB. Спуститесь со сцены в зал и попросите другого гитариста поиграть. Дальше стойте и слушайте. Если гитарная система настроена правильно, ничего менять в настройках пульта не придется. В противном случае звук придется подкорректировать.

Затем попросите поиграть гитариста и бас-гитариста одновременно. На данном этапе необходимо определить, не забивает ли гитара на нижних частотах бас. Если бас-гитару плохо слышно, попробуйте подрезать на гитарном эквалайзере нижние частоты, а именно 50 Гц и частоты от 160 до 250 Гц, поскольку в этом диапазоне находятся основные составляющие звука бас-гитары. Аналогично настраивается и вторая гитара. Так же рекомендую развести обе гитары в разные каналы: ритм-гитару на 15% влево, соло - на 15% вправо (или наоборот). Это поможет избежать каши в звуке. Хочу заметить, что если гитарные аранжировки написаны неграмотно, то обе гитары будут сливаться, и никакой, даже самый классный звукооператор вам не поможет.

Дальше дело за малым. Останется только настроить общий баланс группы. Ритм-гитару необходимо делать немного тише, чем соло, где-то процентов на десять. Если в группе две солирующих гитары, громкость надо делать либо равную, либо просить друга, что бы он стоял и говорил звукооператору, когда и кого делать тише или громче.

После завершения настройки звука лучше срисовать положения всех регуляторов пульта на листок бумаги и отдать его звукооператору непосредственно перед выходом на сцену. Это необходимо потому, что вы, скорее всего, будете не единственной командой, которая будет выступать на этом концерте, и запомнить настройки всех команд звукооператор просто не в состоянии. Также лучше иметь свой собственный гитарный усилитель, о чем уже говорил ранее. Это поможет избежать различных внештатных ситуаций и сэкономит время на подключение и настройку, поскольку группы, выступавшие до вас, обязательно собьют сделанные вами настройки.

Вот и все, из аппаратуры мы выжали все что могли, дальше все зависит от вас и вашего мастерства. Желаю удачи!